вторник, 14 февраля 2012 г.

postheadericon Дистанционное образование в школе

Вопрос. Где, кроме школы,  наши дети получают сейчас львиную долю полезной, а чаще бесполезной информации?
Ответ. Где, где - в Интернете...
К несчастью эта информация в подавляющем количестве случаев связана с развлечениями - например, http://videomore.ru/.  Игры, музыка, видеофильмы, общение со сверстниками - наверное в этом нет ничего плохого. Но и полезного - мало.
Поэтому сейчас все больше публикаций призывают учителей использовать потенциал сети в учебных целях (например, здесь...).
Другими словами привлекать ресурсы Интернет для организации дистанционного обучения. Технические возможности для этого сейчас уже есть.
В частности, уже сегодня у большинства наших детей есть все предпосылки использовать достоинства дистанционного обучения (домашний компьютер, подключение к интернет и навыки работы, полученные на уроках информатики и в социальных сетях).
В приведенном выше источнике указано, что
"... хотя сегодня система в большей степени ориентирована на конкретную группу учеников
– детей с ограниченными возможностями здоровья, – важно понимать, что потенциал дистанционного образования необычайно велик, что оно может быть актуальным для всей системы общего образования, для всех участников образовательного процесса"

Самый простой вариант - прислать домашнее задание по электронной почте своему учителю. Ни ученик, ни учитель не связаны при этом конкретными временными рамками. Когда ученику удобно - сел за компьютер, сделал задание и отправил. Когда учителю пришло время проверять - открыл почту, проверил, выставил оценки. Не надо никого ждать, бегать за учителем, возиться с тетрадками и листочками и т.п.
Кстати, также - по электронной почте - учитель может дать консультацию и разъяснить, в чем ошибка ученика, дать домашнее задание заболевшему или пропустившему урок по другой уважительной причине, организовать участие в олимпиадах по предмету, подготовку к ЕГЭ, информационную поддержку кружков и факультативов.
Если окажется, что электронной почты не достаточно - можно вести свой блог (например, в Googlе - http://www.blogger.com/), специальных знаний для этого почти не потребуется, только основный компьютерные навыки.
Здесь почти как в Word можно добавлять любые материалы - текст, рисунки, видео, ссылки на презентации или тесты и любые другие файлы, расположенные в файлообменных сетях (например, здесь - http://letitbit.net/).
Если и этого не достаточно - можно организовать свой форум для активного обсуждения любых вопросов с учениками и их родителями (например, здесь: http://borda.qip.ru/). Было бы желание у учеников и родителей. (К сожалению, некоторые родители даже про электронный дневник знают только понаслышке.)
Не смотря на то, что дистанционное образование находит все больше сторонников сами дети не очень высоко отзываются о результатах обучения без непосредственного участия преподавателя-предметника. Например, как следует из того же источника, ученики осторожно относятся к предметам, по которым надо сдавать ЕГЭ:
"Одна из проблем, рассматривавшихся в ходе исследования, касалась определения подходов для выбора предметов, по которым учащиеся готовы обучаться в дистанционном режиме. Результаты исследования таковы: 25% учеников готовы обучаться с использованием дистанционных технологий по предметам, не нужным для сдачи ЕГЭ. Из комментариев отвечавших на вопросы анкеты явствует, что, с их точки зрения, это обучение «облегченное», быстрое, без серьезного контроля, даже менее качественное, но зато высвобождающее время для главной цели – подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз."
Другими словами наши возможности дистанционного обучения пока ограничены возможностями учителей-предметников, с другой стороны - настороженным отношением к такой форме обучения со стороны учеников и их родителей..
Помимо получения общего образования в школе ученики должны с нашей помощью получить необходимые навыки для продолжения обучения в ВУЗе.
Цитата из того же источника:

 "... дистанционные технологии в школьном образовании сегодня используются недостаточно широко -в отличие от высшего профессионального образования, где уже на протяжении нескольких лет они достаточно активно и продуктивно развиваются. К слову сказать, это противоречие (активное использование дистанционных технологий в практике профессионального образования и недостаточно активное – в системе общего образования) порождает некоторые проблемы у студентов. Не получив полезного опыта дистанционного обучения в школе, они не сразу встраиваются в эту систему в вузе, у них возникают проблемы с использованием интернет-технологий ..."
Подведем итог:
1. Нельзя оставаться в стороне и не использовать потенциал интернет-технологий. Необходимо начать с малого – организовать общение с учениками  (и родителями) на уровне электронной почты.
2. Поднять доверие к дистанционному обучению, морально подготовить учеников к необходимости такого вида обучения (в том числе – дистанционные олимпиады, например, здесь …).
3. Повысить свой профессиональный уровень, научиться пользоваться технологиями, привычными и доступными нашим детям.

Использованная литература.
Дистанционное образование: Методические материалы для учителей /Авт.-составитель Ю.И. Ловыгина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», – 65 с.

0 коммент.:

Про меня

Моя фотография
ЛАИ
Санкт-Петербург, Russia
Просмотреть профиль

Позитивный контент

Позитивный контент
Блог - участник конкурса сайтов "Позитивный контент"

Статистика блога

Постоянные читатели

Технологии Blogger.